12:32
Литургические чтения: 19 МАРТА. IV воскресенье Великого поста

Исцеление человека, слепого от рождения

«Все мы были просвещены Крещением и должны вести себя как дети света» (Папа Франциск, Angelus, 26.03.2017).

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 1 Цар (1 Sam) 16,1b.6-7.10-13a

В те дни: Сказал Господь Самуилу: Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину; ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя. И когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце. Так подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь. И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть ещё меньший; он пасёт овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его; ибо мы не сядем обедать, доколе не придёт он сюда. И послал Иессей, и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после.

Толкование

Сегодняшнее первое чтение помогает нам очистить взгляд, которым мы смотрим на мир и на других людей, сообразовав его со взглядом Бога. Старый Самуил тоже должен научиться смотреть Божьим взглядом, ибо Господь буквально увидел среди сыновей Иессея будущего царя и теперь посылает пророка помазать его. Как можно определить среди юношей, шествующих перед ним, того, кого избрал Бог? Самуил видит качества первенца, схожие с качествами предыдущего царя Саула, но Господь указывает ему на иной критерий различения: Божий взор отличается от человеческого тем, что он направлен на сердце, а не на внешность. Подчиняясь взору Бога, Самуил сможет пройти мимо светловолосых сыновей Иессея, а затем без колебаний принять предложение помазать в цари последнего из рожденных, которого отец даже не рассматривал. Дух Господень отвергнет царя Саула за его гордыню и непослушание и навсегда упокоится на Давиде.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Еф 5,8-14

Братья: Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Всё же обнаруживаемое делается явным от света; ибо всё делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос».

Толкование

Ключевым словом отрывка из послания апостола Павла является «свет», напоминающее о Таинстве Крещения, через которое христиане становятся «детьми света», то есть членами Христа, «света миру». Из этого реального преображения следует, что дела крещеных становятся плодом принятого таинства, благоуханием Христа, которое изливается на всю землю. От света исходит все, что справедливо, истинно и благо. Эти три основных плода апостол упоминает в связи с их особым отношением к жизни общины: доброжелательная любовь, уважение к праву других, искренность в слове и деле. Таким образом, подлинное христианское поведение – это луч света, который не только и не столько судит тьму, сколько проникает в нее, чтобы преобразить. Поэтому любой ученик Христа является миссионером: пробудившись от сна смерти (жизни до крещения), он пробуждает совесть, чтобы из бесплодной она стала плодотворной для добра.

ЕВАНГЕЛИЕ Ин 9,1-41

В то время: Иисус, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители Его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал смесь из слюны и помазал смесью глаза слепому и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он. А иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал смесь, помазал глаза мои и сказал мне: «пойди на купальню Силоам и умойся». Я пошёл, умылся и прозрел. Тогда сказали Ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал смесь и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: смесь положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нём, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего. И спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым; а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признаёт Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз очи твои? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что ещё хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его; а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорождённому. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал Ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. И сказал Иисус: на суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас.

Толкование

Через опыт слепорожденного мы знаем, что Иисус не игнорирует наши страдания, но останавливается и принимает нас такими, какие мы есть. Эта встреча радикально изменяет жизнь. Слепой не только исцеляется от слепоты: благодаря особым жестам, сопровождающим его исцеление и напоминающим о сотворении человека, мы понимаем, что Иисус не просто исцеляет, но делает гораздо больше – Он воссоздает новую жизнь! Слепой не только обретает зрение, но и мужество и достоинство, чтобы видеть других людей лицом к лицу, глаза в глаза. Он больше не испытывает стыда и не боится встретиться лицом к лицу с фарисеями, которые, вместо того чтобы радоваться его исцелению, устроили против него суд. После исцеления задача слепого – свидетельствовать о радости дарованного нового света. Сегодня мы сами задаем вопрос фарисеев Иисусу: «Неужели и мы слепы?», потому что мы можем быть людьми, которые «имеют глаза и не видят» (Пс 115). Пусть же каждый, просвещенный Христом, вновь откроет глаза своего сердца и скажет миру: «Одно я знаю: я был слеп, а теперь вижу».


Другие наши новости!

[02.05.2024]
[Литургические чтения]

Литургические чтения: 29 АПРЕЛЯ. Св. Екатерина Сиенская, дева
[02.05.2024]
[Литургические чтения]

Литургические чтения: 30 АПРЕЛЯ. Вторник V недели Пасхи
[02.05.2024]
[Литургические чтения]

Литургические чтения: 1 МАЯ. Святой Иосиф-труженик
[02.05.2024]
[Литургические чтения]

Литургические чтения: 2 МАЯ. Четверг V недели Пасхи
[02.05.2024]
[Литургические чтения]

Литургические чтения: 3 МАЯ. Свв. Филипп и Иаков, апостолы
[02.05.2024]
[Литургические чтения]

Литургические чтения: 4 МАЯ. Суббота V недели Пасхи
[02.05.2024]
[Литургические чтения]

Литургические чтения: 5 МАЯ. VI воскресенье Пасхи

Категория:
Литургические чтения
| Просмотров: 50053 |Добавил: AdminCityEden | Теги: 19, великого, поста., IV, воскресенье, чтения, Литургические, Марта