12:41
Литургические чтения: 13 МАРТА. Понедельник III недели Великого поста

«Путь к спасению проходит через смирение. Христианское смирение заключается не в том, чтобы говорить: ‘я раб бесполезный’, скрывая гордыню; смирение христианина выражается в признании: ‘я грешник’, и это – наша истина. Но есть и другая истина: Бог нас спасает! Он делает это лишь когда мы смиряемся и оставляем нашу самоуверенность. Попросим у Господа об этой мудрости смирения, дабы принять даруемое Им спасение» (Папа Франциск, Месса в часовне Дома Святой Марфы 24.03.2014).

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 4 Цар (2 Reg) 5,1-15

В те дни: Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам. И человек сей был отличный воин, но прокажённый. Сирияне однажды пошли отрядами, и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой. И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его! И пошёл Нееман, и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской. И сказал царь Сирийский Нееману: пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. Он пошёл и взял с собою десять талантов серебра, и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд. И принёс письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его. Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня. Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придёт ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твоё у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошёл, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовёт имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место, и снимет проказу. Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист». И пошёл он, и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребёнка, и очистился. И возвратился к человеку Божию – он и все сопровождавшие его, и пришёл, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего.

Толкование

Нееман обладает целым рядом завидных качеств, которые теряют свою ценность из-за одного-единственного факта: он болен проказой, а значит, одинок и проклят. Проказа в древности была синонимом нечистоты, небесного наказания и социальной изоляции. Тем не менее глава армии сирийского царя прислушивается к словам маленькой рабыни, которая предлагает ему обратиться к пророку в Самарии. Сирийский царь поддерживает своего военачальника, но царь Израиля напуган, не зная, как помочь Нееману: он опасается, что в случае неудачи с исцелением сирийский царь нападет на него. В дело вмешивается пророк Елисей. Следуя его простым и почти банальным указаниям, происходит чудесное исцеление Неемана, открывшее ему путь к исповеданию веры Богу Израиля. В этом отрывке явно виден символизм крещения: погружение в воду, действенность слова Бога Израиля, универсальный характер спасения. Более того, исцеленный снова может обнять дорогих ему людей и вновь стать полноправным членом общества, и в этом мы видим символ общины, в которую принимается крещеный человек.

ЕВАНГЕЛИЕ Лк 4,24-30

Когда Иисус пришёл в Назарет, сказал народу в синагоге: Истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своём отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую. Много также было прокажённых в Израиле при пророке Елисее; и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости. И, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился.

Толкование

Для кого-то Бог – волшебник, совершающий чудеса, а кто-то вспоминает о Нем лишь для того, чтобы обвинить Его в своих неудачах. Легко иметь «веру» согласно собственным представлениям, гораздо труднее понять Бога, Который ведет Себя прямо противоположно. Вот почему те, кто уповают на Его любовь, легче могут получить и признать силу милосердия в своей жизни. Не случайно примеры, приведенные Иисусом в Евангелии, касаются вдовы из Сарепты и сирийца Наамана, то есть двух иностранцев, неевреев, которых не считали частью избранного Божьего народа.


Другие наши новости!

Материалов за текущий период нет.

Категория:
Литургические чтения
| Просмотров: 47990 |Добавил: AdminCityEden | Теги: чтения, Марта, великого, понедельник, поста., 13, недели, III, Литургические