12:17 Литургические чтения: 29 ИЮНЯ. Свв. Пётр и Павел, апостолы | |||||||||
«‘А вы за кого почитаете Меня?’. Этот вопрос Иисуса сегодня, спустя две тысячи лет, обращен к каждому из нас и предполагает глубоко осознанный ответ, исходящий из опыта человека, который действительно следует за Иисусом с помощью Святого Духа» (Папа Франциск, Месса в часовне Дома Святой Марфы 20.02.2014).
«‘Ты – Христос, Сын Бога Живого’ (Мф 16,16). Сколько раз мы повторяли это исповедание веры, произнесенное однажды Симоном, сыном Ионы, близ Кесарии Филипповой! Спустя два тысячелетия ‘камень’, на котором основана Церковь, остается тем же: это вера Петра. На протяжении веков Святой Дух просвещал людей всех возрастов, профессий и социальных условий, чтобы сделать их ‘живыми камнями’ этого строения. Этих святых Бог воздвигает с неисчерпаемой фантазией. Одна вера, одна ‘скала’, один краеугольный камень: Христос, Искупитель человека. ‘Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил’ (2 Тим 4,7). Веру ‘хранят’, передавая ее. Таково учение апостола Павла. Помолимся, дабы вера Петра и Павла поддерживала наше общее свидетельство, чтобы мы были готовы, если потребуется, пойти вплоть до мученичества. Именно мученичество стало печатью свидетельства, которое несли Христу два великих апостола, которых мы сегодня чествуем. Они пролили свою кровь здесь, в Риме, раз и навсегда посвятив ее Христу» (Папа Иоанн Павел II, проповедь 29 июня 2001 г.). ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Деян 12,1-11 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло. И убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра. Тогда были дни опресноков. И, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырём четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Итак Петра стерегли в темнице; между тем церковь прилежно молилась о нём Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Пётр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Пётр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Пётр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский. Толкование Условия тюремного заключения Петра кажутся преувеличенным: четыре звена по четыре солдата в каждом, чтобы доставить в тюрьму узника, которого закуют по рукам и ногам и ещё поставят на страже двух солдат... как будто он кровожадный террорист или покушающийся на жизнь императора! При всем этом Петр блаженно спит в своей камере, как будто ничего не произошло. Когда же ангел будит его, апостол не удивляется, что двери открываются сами собой и никто его не останавливает; только в конце он, похоже, понимает: с ним произошло нечто великое. Что мы можем прочесть в этом эпизоде? То, что ни цепи, ни стража, ни какое-либо заключение не может остановить Благую весть, ибо Евангелие – сила Божья. Да, апостолы могут пройти различные испытания, как это было и с Самим Иисусом, но христианское возвещение никогда не останавливается, оно не может остановиться в тюрьме, в темноте камеры. Для нас больше нет стен, между нами и Господом. «В то время как двери были закрыты, – пишет Кьеркегор, – Иисус пришел к ученикам. Так и наши двери должны быть закрыты, но закрыты для мира: именно тогда приходит Христос». ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 2 Тим 4,6-9.17-18 Возлюбленный: Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, бег завершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его. Постарайся прийти ко мне скоро. Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства; Ему слава во веки веков. Аминь. Толкование В конце жизни св. Павел благодарит Господа за помощь в выполнении возложенной на него огромной задачи, от которой у любого человека задрожали бы руки: донести Евангелие, не имея никаких средств, до языческих народов, от Малой Азии до Рима и, возможно, даже до Испании. Апостол начал миссию, не надеясь на собственные силы, но полагаясь исключительно на Бога и каждый день возобновляя свой акт веры в Него. Только таким образом маленький апостол (Павел по-латыни означает «малый») смог выполнить свою миссию, исполняя которую, он подвергся даже нападению львов, и таким образом достичь венца праведности, то есть рая. Апостол полон уверенности: Господь благополучно приведет его на небо, в Свое Царство. Это действительно величайшая награда, потому что Иисус в Евангелии всегда объявляет рай как награду за тяжелый труд, который, впрочем, бесконечно мал по отношению к вечной славе Божьего Царства. ЕВАНГЕЛИЕ Мф 16,13-19 В те дни: Придя в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Пётр, отвечая, сказал ему: Ты Христос, Сын Бога живого. Тогда Иисус сказал Ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Толкование Два важных замечания по поводу Евангелия о первенстве св. Петра. Во-первых, Иисус заявляет, что в сердце Петра вещал вечный Отец («Отец мой Небесный открыл тебе это»). Таким образом, Небесный Отец не молчит, но говорит в сердцах людей, открывая самые важные истины, и в данном случае – утверждение личности Христа. До конца времен задача Петра (а значит, и всех Римских Пап, которые последуют за ним) будет заключаться в том, чтобы авторитетно подтверждать всем людям: Господь Иисус из Назарета – Сын Бога Живого, а значит, Сам Бог. Во-вторых, нам кажется невероятным, чтобы Всевышний передал ключи от Своего Царства в руки бедного человека, такого же грешника, как и мы. Но именно поэтому Господь просит каждого совершить великий акт веры. Христос просит об этом Петра, Он просит поверить в миссию, которую ему поручает Господь; Он просит об этом нас – довериться Церкви и принять все, что Церковь проповедует о вечном спасении. Бог говорит в Своей Церкви, и только в ней есть гарантия истины и жизни. Господь так решил, и сегодня каждый христианин призван совершить акт веры во Всемогущего Бога и в Его святую Церковь. Другие наши новости! | |||||||||
Категория: Литургические чтения | Просмотров: 58023 | |
|