12:13 Литургические чтения: 29 АВГУСТА. Cтрасти св. Иоанна Крестителя | ||||
Усекновение главы (страсти) св. Иоанна Крестителя, мученика «Попросим у святого Иоанна (Крестителя) благодати апостольского мужества, дабы мы всегда говорили правду и проявляли пастырскую любовь, которая учит принимать людей такими, какие они есть. Остальное свершит Господь» (Папа Франциск, Месса в часовне Дома Святой Марфы 15.12.2016).
«Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу». Эти слова Иоанн Креститель произносит о себе. «Из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его», – говорит Иисус. Предтеча умер за веру и за ценности, которые он проповедовал. Папа Франциск подчеркивает, что его мученическая смерть является великим свидетельством, поскольку учит: жизнь имеет ценность лишь тогда, когда мы отдаем ее другим в любви, в истине, в повседневной жизни, в семье. Историю мученической смерти Иоанна через отсечение головы, произошедшей в крепости Махеронт на Мертвом море, Иисус слышит от учеников Крестителя: святой Предтеча действовал, не дрогнув ни перед чем, даже перед царем Израиля Иродом Антипой, который взял к себе красавицу Иродиаду, жену своего брата, что было запрещено по иудейскому закону. Поэтому Иоанн счел своим долгом обличить царя. Ирод приказал его арестовать, но Иродиада задумала даже убить обличителя, и вскоре ей представился благоприятный случай. Царь устроил пир в честь дня своего рождения. На пир явилась дочь Иродиады Саломея и танцевала перед Иродом; ее танец понравился царю, и он обещал девушке дать ей в награду все, что той будет угодно. По совету матери Саломея просит голову Крестителя. Таким образом, Иоанн завершает свою миссию Предтечи мученической смертью. Дата воспоминания святого Иоанна Крестителя, возможно, связана с тем, что в этот день была освящена древняя базилика в честь Предтечи Мессии в Севасте (в Самарии), или с тем, что еще с V века память Предтечи отмечалась в Иерусалиме 29 августа. ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иер 1,17-19 В те дни: Было слово Господне ко мне: Препояшь чресла твои, и встань, и скажи им всё, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их. И вот, Я поставил тебя ныне укреплённым городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. Они будут сражаться против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя. Толкование Призвание Иеремии – быть укрепленным городом и медной стеной. Это два образа крепости и непоколебимости. В древности масштабные городские стены надежно хранили жителей от вражеского вторжения: туда, где были огромные стены, невозможно было проникнуть. Точно так же, медную стену невозможно было разрушить. Иеремия предстает как человек, готовый к любым нападениям, ибо он слишком силен, чтобы его можно было одолеть. Действительно, продолжение его проповеди будет иметь такую характеристику: его же слушатели будут ему всячески противостоять, даже жестоко обращаться с ним после тех посланий, которые он принес народу от имени Бога. В то же время среди пророков он предстает как человек, переживающий великое духовное единение с Богом («Ты влёк меня, Господи, – и я увлечён», – скажет он впоследствии). Таков тип пророка, который будет напоминать образ Крестителя: внешне сильный против невзгод, внутренне нежный по отношению к Богу. «Медная стена» имеет сердце, преисполненное любви к Богу. ЕВАНГЕЛИЕ Мк 6,17-29 В то время: Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего; потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским. Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился; но, ради клятвы и возлежавших с ним, не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошёл, отсёк ему голову в темнице, и принёс голову его на блюде и отдал её девице, а девица отдала её матери своей. Ученики его, услышав, пришли, и взяли тело его, и положили его во гробе. Толкование Иоанн Креститель назван Предтечей. Это означает, что он готовит путь, предваряет, то есть идет впереди. Для этого он удалился в пустыню, чтобы подготовить себя: то же самое делал Иисус в течение сорока дней перед началом Своей публичной жизни. Затем Иоанн обратился ко всем, призывая покаяться, чтобы лучше принять Слово Божие, которое должно было явить Себя миру. Он предшествовал Господу Иисусу и в смерти, пролив кровь в жестоком мученичестве. Он – величайший пророк Ветхого Завета, человек, который полностью воплотил свою миссию, всю жизнь соотносив себя только с Христом, от чрева матери. Такова и жизнь святых во времена Церкви: они живут для Бога. Они могут делать многое (святые в браке, в миссиях, в разных жизненных призваниях), но у них только одно главное стремление: быть Христовыми и жить для Христа. Мученичество – логическое завершение их жизни, и даже если это не будет кровавая смерть по причине odium fidei, то это будет мученичество воли, мученичество борьбы со страстями, смерть «ветхого человека». Такая смерть всегда славна, ибо мученики до самой своей Голгофы следовали за Господом Иисусом. Другие наши новости! | ||||
Материалов за текущий период нет. Категория: Литургические чтения | Просмотров: 56640 | |
|