18:16 Литургические чтения: 24 ИЮНЯ. Рождество св. Иоанна Крестителя | ||||
Рождество святого Иоанна Крестителя «Теперь, когда событие произошло, когда Елизавета и Захария удостоверились, что ‘у Бога не останется бессильным никакое слово’, радость их велика» (Папа Франциск, Angelus 24.06.2018).
Святой Иоанн Предтеча – единственный святой, наряду с Пресвятой Девой Марией, день рождения которого празднует Церковь. Иисус говорит о нем, что он величайший из всех пророков. «От чрева матери, по сути, Иоанн является предтечей Иисуса. Отец Иоанна Захария не сразу поверил в весть о грядущем отцовстве, на которое он уже не надеялся, и поэтому оставался немым до дня обрезания ребенка, которому он и его жена дали имя, указанное Богом, а именно Иоанн, что означает ‘Господь дает благодать’. Воодушевленный Святым Духом, Захария так говорил о миссии своего сына: ‘И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему’ (Лк 1,76). Все это проявилось тридцать лет спустя, когда Иоанн отправился крестить в реке Иордан» (Папа Бенедикт XVI, Angelus, 24 июня 2012 г.). Сегодня нужны христиане, которые говорят от имени Церкви, которые обязуются быть светом, возвещать грядущего Иисуса. ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 49, 1-6 Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Моё. И соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изострённою; в колчане Своём хранил Меня. И сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь. А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и тщетно истощал силу Свою. Но Моё право у Господа, и награда Моя у Бога Моего. И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтён в очах Господа, и Бог Мой – сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Моё простёрлось до концов земли. Толкование Церковь применяет этот отрывок о «рабе Яхве» к Иоанну Крестителю, потому что Предтеча был «образован от чрева, чтобы собрать Израиль». Миссия Иоанна Крестителя – возвестить всем очевидным образом, что Мессия пришел, что это Иисус из Назарета и что именно Он берет на Себя грехи мира. Задание Иоанна не закончилось во времени, но продолжается до сих пор; конечно, во времена Израиля, после крещения Иисуса, Предтеча удалился, ибо «Ему должно возрастать, а мне, напротив, убывать», но его миссия продолжается в христианах. Ведь именно мы должны говорить всем, что Иисус – Спаситель, что именно Он берет на Себя грехи всего мира, что ни в ком другом нет спасения. В каком-то смысле мы – Иоанн Креститель, призванный жить в покаянии (призывы Крестителя к трезвой жизни актуальны и сегодня!) и говорить окружающим людям, указывая на Иисуса: «Вот Агнец Божий, вот Тот, Кто берет на Себя грехи мира». Да, миссия Иоанна Крестителя будет продолжаться в нас до конца времен. ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Деян 13,22-26 В те дни: Павел сказал: Бог поставил царём Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: «нашёл Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои». Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса. Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому. При окончании же поприща своего Иоанн говорил: «за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идёт за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах». Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего. Толкование Своей покаянной жизнью Иоанн приобрел большой авторитет среди израильтян. Все считали его великим пророком, высоко почитали его; некоторые думали, что долгожданный Мессия – это он. Действительно, между его аскетической жизнью на пределе человеческой выносливости и жизнью Иисуса, который в глазах людей был тихим плотником, спокойно живущим у себя дома, была большая разница. Так происходит и сегодня: нас захватывает жизнь великих кающихся, которые едят только кузнечиков, или тех, кто живет необычным образом, в то время как жизнь старой женщины, которая каждое утро ходит на Мессу, молится весь день и которую никто не замечает, мало о чем нам говорит. Однако в глазах Бога все по-другому. Господь приходит к нам, чтобы стать нашей жизнью, не меняя внешних вещей. Обращение, проповедуемое св. Иоанном, является лишь подготовительным этапом для получения благодати, исходящей от Иисуса. Христианская жизнь начинается с сердца, и оттуда она переходит во внешние дела милосердия, терпения и прощения, которые изменяют мир. ЕВАНГЕЛИЕ Лк 1,57-66.80 Елисавете настало время родить; и она родила сына. И услышали соседи и родственники её, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет; а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоём, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его; и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех, живущих вокруг них; и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своём и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. Младенец же возрастал и укреплялся духом; и был в пустынях до дня явления своего Израилю. Толкование Христианская жизнь ответственна: речь идёт о том, чтобы быть полностью вовлеченными в замысел любви, который приводит в соответствие все наши поступки и делает нас похожими на Бога, потому что мы Его дети. Людям нужен сильный знак, чтобы пробудиться и осознать: теперь дело не только в том, чтобы верить, но и в том, чтобы изменить собственную жизнь. Нам нужен кто-то, кто укажет путь. А этот путь прежде всего заключается в том, чтобы вымести из нашей души все, что мешает присутствию Бога; сделать нас чистыми и доступными для наполнения Божественной благодатью. Грех и благодать, по сути, не могут сосуществовать: там, где есть одно, нет другого. Вот почему Иоанн уходит в пустыню, которая символически является местом, где ничего нет, пустым местом, которое должно быть заполнено чем-то другим. Предтеча удалился в пустыню, когда достиг совершеннолетия, юноша понял, что жить с Богом невозможно, если не оставить мир с его пороками и соблазнами. Другие наши новости! | ||||
Материалов за текущий период нет. Категория: Литургические чтения | Просмотров: 58078 | |
|