В категории сайтов: 19
Показано сайтов: 1-19

Пасхальный понедельник (Easter Monday) празднуется христианами в память о первом дне после воскресения Иисуса Христа. В Библии повествуется о том, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам. Он разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин.

«...Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам».

Важными символами Пасхального понедельника, как и символами самой Пасхи, являются крест, на котором Христос принял смерть, и воскрешение. Также символами пасхальных событий являются яйца, как настоящие, так и выполненные из различных материалов, гнезда, ягнята и зайцы или кролики.

Яйца и молодые животные символизируют рождение новой жизни, пробуждение природы и возвращение ее плодородия весной.

Переходящие праздники | Переходов: 0 | Дата: 12.05.2023

Для всего христианского мира самым большим и почитаемым праздником богослужебного года является Пасха. Пасха (лат. Pascha) — христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа, отмечаемый католической церковью в первое воскресенье после полнолуния после весеннего равноденствия (между 22 марта и 25 апреля).

Название праздника восходит к еврейскому «Песах»: еврейская Пасха, посвященная избавлению Израиля от египетского рабства.

Для верующих Пасха (Easter) — праздник воскресения Христа. Но корни этого праздника глубоки и связаны с дохристианским культом умирающих и воскресающих богов растительности, почитаемых еще в Древнем Востоке. По существу своему, это древний праздник весенней пробуждающейся природы, переосмысленный в духе христианской легенды на европейской почве.

Главным атрибутом Пасхи у западных христиан считаются яйца и зайцы, их приносящие.

Утром в Пасхальное воскресенье после богослужения дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки — возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки.

В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения в костелах, продолжаются уличные представления на религиозные темы.

Переходящие праздники | Переходов: 0 | Дата: 12.05.2023

$IMAGE1$

Для всего христианского мира самым большим и почитаемым праздником богослужебного года является Пасха. Пасха (лат. Pascha) — христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа, отмечаемый католической церковью в первое воскресенье после полнолуния после весеннего равноденствия (между 22 марта и 25 апреля).

Название праздника восходит к еврейскому «Песах»: еврейская Пасха, посвященная избавлению Израиля от египетского рабства.

Для верующих Пасха (Easter) — праздник воскресения Христа. Но корни этого праздника глубоки и связаны с дохристианским культом умирающих и воскресающих богов растительности, почитаемых еще в Древнем Востоке. По существу своему, это древний праздник весенней пробуждающейся природы, переосмысленный в духе христианской легенды на европейской почве.

Главным атрибутом Пасхи у западных христиан считаются яйца и зайцы, их приносящие.

Утром в Пасхальное воскресенье после богослужения дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки — возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки.

В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения в костелах, продолжаются уличные представления на религиозные темы.

Переходящие праздники | Переходов: 0 | Дата: 12.05.2023

Великая пятница, или Страстная пятница (лат. Dies Passionis Domini) — пятница Страстной недели (последние шесть дней Великого поста, предшествующие Пасхе), которая посвящена воспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Иисуса Христа, а также снятию с креста Его тела и погребению Его.

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов.

Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни — обыкновенно, люди жестокие, — не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки.

По еврейскому закону, распятый на кресте считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудив Его к такой смерти.

Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.

Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в шестом часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! Прости им, потому что они не знают, что делают».

При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!

Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна, здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: «Жено! Вот сын Твой». Потом говорит Иоанну: «Вот Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, то есть с шестого часа (а по нашему счету, с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя.

Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: «Или Творец страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

В ряде стран этот день является праздничным нерабочим днем, сопровождаемый различными мероприятиями и не только в церквях.

Переходящие праздники | Переходов: 0 | Дата: 12.05.2023

Великий четверг, еще его называют Страстной четверг или Чистый четверг, — четверг Страстной недели (последние шесть дней Великого поста, предшествующие Пасхе), первый день Пасхальных торжеств (Пасхального триденствия). В этот день вспоминается Тайная Вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии — Святого Причастия.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Евангелие от Матфея 26:26-27)

Утром в кафедральных соборах епископами служится особая месса освящения мира. Священники во время этой мессы обновляют обеты, принесенные ими при рукоположении.

Вечером служится месса воспоминания Тайной Вечери, во время которой священники проводят обряд омовения ног прихожанам.

Потом (Иисус) влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?». Иисус сказал ему в ответ: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». (Евангелие от Иоанна 13:5-7)

Во время этой мессы после гимна «Слава в вышних Богу» смолкают орган и колокола, которые не используются до Навечерия Пасхи.

Святые Дары (Хлеб и Вино) переносят с процессией через храм в место, подготовленное в одной из часовен, где они хранятся до следующего дня, что символизирует арест и заключение под стражу Христа. Процессию возглавляет служитель с крестом, а перед Святыми Дарами идут служители с кадилом и со свечами.

После Великого четверга освящение Хлеба и Вина не совершается до Навечерия Пасхи, а для причастия используются Святые Дары, освященные в Великий четверг.

Переходящие праздники | Переходов: 0 | Дата: 12.05.2023

Праздник Входа Господня в Иерусалим (также часто называемый «Вербным» или «Пальмовым» воскресеньем) отмечается за неделю до Пасхи, в шестое воскресенье Великого Поста.

Еврейский народ, находившийся под владычеством Римской империи, ожидал Мессию как политического освободителя, и многим казалось, что Чудотворец, способный воскресить мертвого и накормить несколькими хлебами пять тысяч человек, и есть тот, кто поведет евреев к политической свободе. Поэтому Иисуса и приветствовали как царя — пальмовыми ветвями.

Из находившихся тогда на улицах Иерусалима только Один Христос знал, в чем на самом деле состоит его Миссия: что вместо земного царства Он приносит человеку Царство Небесное, вместо избавления от земного рабства Он освобождает человека от рабства гораздо худшего — от рабства греха. Он Один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к казни на кресте.

Праздник символизирует, с одной стороны, признание миссии Иисуса Христа, а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай.

Сегодня в этот день перед началом торжественной службы верующие и священнослужители традиционно проходят шествием вокруг храма или внутри самого храма и в это время поют праздничные антифоны и гимн Христу-Царю. В руках участники хода держат ветви (в южных странах — пальмовые, в северных — вербные или другие) и зажжённые свечи. Всё это действо символизирует встречу Спасителя людьми во время Входа Господня в Иерусалим.

Чинопоследование мессы в этот день также включает в себя чтение Страстей Господних, которые читаются кроме этого дня только в Великую Пятницу. А освящённые во время богослужения ветви пальмы или других растений хранятся до следующего Великого поста верующими дома. У католиков есть традиция сжигать эти ветви перед Великим постом, чтобы получить пепел для службы Пепельной среды.

В России (как и в других северных странах) вместо пальмовых ветвей используют ветви вербы (отсюда и традиционное русское название праздника — Вербное воскресенье) — в основном потому, что верба первой цветет весной, когда празднуется Вход Господень в Иерусалим.

Переходящие праздники | Переходов: 0 | Дата: 12.05.2023

Пепельная среда (лат. Dies Cinerum) открывает Великий пост в латинском обряде католической, англиканской и некоторых лютеранских церквей, продолжающийся 45 дней (или 46 дней — в високосный год) и заканчивающийся Пасхой.

В этот день, в соответствии с древним обычаем, верующим наносится на лоб знамение креста освященным пеплом. В еврейской традиции посыпание главы пеплом символизирует скорбь и покаяние.

C 3-4 веков Церковь стала возлагать пепел на головы публично кающихся, после исповедания ими своих грехов. С 10 века голову пеплом стали посыпать все верные, чтобы обозначить свое вступление на путь обращения. В 14 веке возложение пепла встречалось в Западной Церкви уже повсеместно.

Во время обряда возложения пепла священник повторяет: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» или «Помни, что ты прах, и в прах возвратишься». Эти слова и действия символизируют сердечное сокрушение и покаяние, с которыми христианин начинает пост.

Пальмовые (или вербные) ветви, сохранившиеся с прошлого праздника Входа Господня в Иерусалим (Пальмовое воскресенье), сжигаются, а собранный пепел освящается. Огонь, сжигающий ветви верб, указывает на огонь любви, который превращает все грешное в пепел.

Католическая Церковь различает понятия «пост» и «воздержание от мяса». Воздержание от мясной пищи обязательно во все пятницы года, кроме больших праздников. В Пепельную среду и Страстную пятницу Церковь предписывает верующим соблюдать строгий пост — в этот день нельзя есть мясо, а постную пищу можно есть досыта только один раз в день.

В случае, когда кто-то не может соблюдать необходимые предписания, Церковь позволяет провести дни покаяния иначе. При всей важности телесного воздержания, еще более важными являются дела милосердия и молитва.

Переходящие праздники | Переходов: 0 | Дата: 12.05.2023

Праздник Крещения Господня – один из самых древних праздников христианской Церкви, посвященный Крещению Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Это событие евангельской истории, и его установление относится еще ко временам апостолов.

Во всех исторических церквях праздник Крещения привязан к древней дате праздника Богоявления, то есть к 6 января. В Православии он принадлежит к числу двунадесятых и отмечается 19 января по новому стилю (то есть по старому стилю – это 6 января). Причем «Богоявление» и «Крещение Господне» – это два названия одного праздника.

В отличие от Православия, в Католической церкви латинского обряда Богоявление и Крещение – это разные праздники, из которых Богоявление, празднуемое 6 января, посвящено воспоминанию прихода волхвов (или трёх царей). Крещение же празднуется в первое воскресенье после праздника Богоявления и как бы завершает Рождественское время. Такой же традиции придерживаются в ряде протестантских конфессий.

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин.1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте – Лк.3:23), чтобы принять крещение. Иоанн, сам много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, удивленно промолвил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На что Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», иначе говоря, волю Отца, и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк.3:21-22).

Также согласно евангельскому рассказу, после крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» (Ин.3:23). А Иисус, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю.

Таким образом, Крещением всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. И Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в Его общественной деятельности. Именно после него Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины.

Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, дарующее вечную жизнь. Ведь принимая Таинство Крещения, человек становится сопричастными жизни Его, принявшего смерть на Кресте, чтобы освободить людей от греха. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к Церкви.

Переходящие праздники | Переходов: 0 | Дата: 11.05.2023

Каждое последнее воскресенье декабря, следующее за Рождеством Христовым, католики отмечают День Святого Семейства. Когда же празднование Рождества выпадает на воскресный день, набожные католики поминают и чтят Святое Семейство 30 декабря.

Святым Семейством принято считать Деву Марию с младенцем Иисусом и её мужа – Иосифа.

Важнейшая социальная роль семьи, связанная с гармоничным сосуществованием мужчины и женщины, основанным на взаимной Любви и уважении друг к другу, где рождаются и воспитываются дети, является основой любого общества.

Для христианского мира образцом семьи является Святое Семейство, в котором появился на свет Спаситель, в котором будучи младенцем, он был окружён Любовью, теплом и заботой матери и её мужа, ставшего земным отцом для непорочно зачатого и явившегося на Землю Христа.

Иногда изображения Святого Семейства носят, так называемый расширенный характер, когда включают в себя ближайших родственников Девы Марии: её мать Анну и родственницу преподобную Елисавету с сыном-младенцем Иоанном Крестителем. Ещё реже изображается среди Святого Семейства и муж Елисаветы – священник Захария.

В своих проповедях в День Святого Семейства священники, обращаясь к прихожанам, призывают их помнить о силе и значении семьи в жизни каждого человека, о роли отца и матери в воспитании ребёнка на примере жизненного пути Девы Марии и Иосифа Обручника. Преисполненные Любви они явили собой пример мудрости, жертвенности, терпимости, способности понять друг друга на фоне жизненных трудностей, с которыми им пришлось столкнуться.

Забота о ребёнке, воспитание его, обучение ремеслу, мудрые советы и личный пример – то, что многие сегодня воспринимают как повседневные трудности, для Святого Семейства были благословенным естеством. Именно благословенным, поскольку не являли собой надуманные ценности. Ни Дева Мария, ни Иосиф не искали подвига или славы. Сам их жизненный путь и то, как они его прошли, стало подвигом, поскольку явило собой пример служения истинным ценностям.

Переходящие праздники | Переходов: 0 | Дата: 11.05.2023

Адвент (от лат. adventus — пришествие) — предрождественское время, период, к которому приурочены многочисленные обряды и обычаи. Адвент — время ожидания Рождества Христова, а все его воскресенья — значимые праздники.

Четвертому воскресенью Адвента предшествуют первое, второе и третье воскресенья, которые наполнены соответствующими обычаями.

В четвертое воскресенье Адвента зажигают первые три свечи и присоединяют последнюю — Ангельскую Свечу. Она означает последнее пришествие Спасителя во славе со всеми Ангелами, чтобы взять всех истинно верующих с собой на небеса.

Считается, что Венок Адвента появился в Германии. Обычно он делается из еловых ветвей, которые скрепляют проволокой в круг. На венке устанавливаются четыре красные свечи — символ четырех недель Адвента, каждое воскресенье зажигают по одной из них.

В итоге, в последнее — четвертое воскресенье Адвента над еловым венком будут ярко гореть все свечи, возвещая скорое наступление праздника.

Впрочем, во многих странах, например, в Америке, не существует традиции зажигать свечи, там еловый венок просто прикрепляют на двери дома.

Переходящие праздники | Переходов: 0 | Дата: 11.05.2023

Адвент (от лат. adventus — пришествие), который длится примерно четыре недели, — это период перед Рождеством, к которому приурочены многочисленные обряды и обычаи.

Все воскресенья Адвента значимые праздники, а первое из них считается началом нового литургического (церковного) года.

Третьему воскресенью Адвента предшествуют первое и второе воскресенья, которые наполнены соответствующими обычаями. В третье воскресенье Адвента зажигают первые две свечи и присоединяют третью свечу — Свечу Пастухов.

Свеча Пастухов означает пришествие Спасителя в сердца через веру в Его святое Слово.

Как пастухи увидели Спасителя собственными глазами и уверовали, так и мы видим Его глазами веры. Свеча также символизирует то, как мы делимся своей верой в Христа, подобно пастухам, рассказывавшим о Христе всем встречным.

В западных христианских странах цветами Адвента считаются фиолетовый (лиловый, пурпурный), в таких цветах обычно исполнены декорирования в церквях и вокруг церквей, а также одеяния священнослужителей. Дома жителей также выдержаны в спокойных оттенках фиолетового цвета.

Но в третье воскресенье Адвента допускаются украшения в розовом цвете. Розовой также может быть и Свеча Пастухов.

Переходящие праздники | Переходов: 0 | Дата: 11.05.2023

Во многих Церквях, отмечающих Рождество Христово 25 декабря, за четыре недели до праздника начинается предрождественский период. В некоторых странах он называется рождественским постом, в некоторых — для этого периода нет определенного названия, но чаще всего эти четыре недели именуются Адвентом.

Слово «адвент» происходит от латинского «adventus», что означает «приход», «пришествие». Первое письменное упоминание об Адвенте — четырехнедельном периоде подготовки к Рождеству — обнаружено в 6 веке (в 524 году), когда Синод епископов в Лериде запретил свадебные торжества, начиная с самого Адвента и до Богоявления.

В разных странах мира сложились самобытные национальные традиции, связанные с этим периодом, но сейчас, в начале третьего тысячелетия, типичные приметы, указывающие на наступление Адвента — венок и календарь Адвента.

Второе воскресенье Адвента

Второе воскресенье Адвента отмечается ровно через неделю после первого воскресенья Адвента. В этот день зажигают Свечу пророчества и вторую свечу в венке Адвента — Вифлеемскую свечу. Вифлеемская свеча представляет пришествие на землю Иисуса, Сына Божьего, рожденного от Девы Марии. Это светлый символ приготовления к встрече Младенца Христа.

Переходящие праздники | Переходов: 0 | Дата: 11.05.2023

Адвент — это период преддверия Рождества. Адвент (от лат. adventus — пришествие) — предрождественское время, к которому приурочены многочисленные обряды и обычаи. Адвент — время ожидания Рождества Христова.

Продолжительность Адвента около четырех недель, что включает, как правило, 4 воскресенья, другими словами, 3 полные недели с добавлением от 1 до 6 дней в зависимости от того, на какой день недели приходится Рождество.

Во время Адвента в храмах ранним утром служится Святая Месса в честь Пресвятой Девы Марии — «рората». Символом этой мессы является зажженная свеча, которая освещает путь идущих в церковь до восхода солнца. Чтобы свеча не погасла, ее помещают в специальный фонарик с прозрачными окошками.

Адвент делится на два календарных этапа: первый — с первого воскресенья до 16 декабря, — который посвящен размышлениям о грядущем Втором пришествии Иисуса Христа; и второй — с 17 до 24 декабря (Новенна — девять дней предпразднования Рождества), — который является непосредственной подготовкой к празднованию Рождества Христова и посвящен воспоминанию Первого пришествия Иисуса Христа в мир — Боговоплощения.

Все воскресенья Адвента приравнены по своей значимости к великим праздникам, и если на воскресенье Адвента выпадает какой-либо иной праздник, он переносится на понедельник. Первое воскресенье Адвента считается началом нового литургического (церковного) года.

Каждое воскресенье Адвента посвящается определенному воспоминанию, которому соответствуют евангельские чтения во время богослужения: первое воскресенье посвящено грядущему пришествию Иисуса Христа в конце времен, второе и третье — Иоанну Крестителю, предварившему общественное служение Христа, четвертое — событиям, непосредственно предшествовавшим рождению Сына Божия и особому месту Девы Марии в тайне Боговоплощения.

Первое воскресенье Адвента

В этот день зажигают первую свечу в венке Адвента — свечу Пророчества. Она символизирует ветхозаветные пророчества пришествия Спасителя. Люди празднуют исполнение этих пророчеств — пришествие Спасителя на землю Младенцем, Его пришествие в сердца людей через веру в Слово Божье, и Его последнее пришествие во славе, чтобы судить всех людей.

Традиции

Календарь Адвента.

Календарь Адвента появился на свет совсем недавно, в конце прошлого века. Его придумала немка фрау Ланг для своего сына, чтобы сделать ожидание Рождества более «интересным».

Наиболее привычной формой календаря Адвента является коробочка с открывающимися окошечками, по числу дней Адвента, содержащему сделанные из шоколада фигурки, которую теперь можно купить в каждом магазине под названием «новогодний набор».

Хотя куда большую радость доставляют календари, сделанные своими руками, а шоколадки в окошках лучше заменить либо стихами из Священного Писания, либо картинками, либо списком добрых дел, которые стоило бы в этот день совершить. Так что привычная форма календаря совсем не является единственной.

Например, жители скандинавских стран, с присущим им чувством юмора, делают календарь Адвента в виде поросенка, без которого рождественский стол просто немыслим.

В большую картофелину втыкают спички по числу дней Адвента, делают ножки из палочек, маленький хвостик из закрученной стружки и мордочку из картона с розовым пяточком. И все от мала до велика знают, что по мере исчезновения спичек из картофельного Хрюши, стремительно набирает вес и вкусовые качества его живой собрат в хлеву.

Рождественская лестница.

Есть и еще одна традиция, связанная с периодом Адвента, — это лестница. Но необычная. Чаще всего ее устраивают в классах воскресных школ. В идеале — это несколько ступенек, соответствующих дням Адвента.

У самой верхней ступеньки размещается Вифлеемская звезда, а у самой нижней — пустые ясли с сеном. А на ступеньках фигурка младенца Христа, которая день ото дня, по мере приближения Рождества, опускается на ступеньку ниже, чтобы 25 декабря оказаться в яслях.

Подобно календарю Адвента эта своеобразная лестница помогает малышам наглядно ощутить приближение радостного праздника.

Переходящие праздники | Переходов: 0 | Дата: 11.05.2023

День покаяния и молитвы (Buß- und Bettag / Day of Prayer and Repentance) — это особый день для протестантской церкви. Он отмечается в среду перед последним воскресеньем церковного года. Наиболее популярен в немецкоязычных странах (Германия, Швейцария, Австрия).

Этот праздник уходит корнями в средневековые «дни искупления». В то время при угрозе стихийных бедствий и войн духовенство призывало все население к усиленной молитве и покаянию.

Слово «покаяние» часто создает неверные ассоциации. В этот день речь идет не о покаянии о содеянном в смысле получения наказания за него, а об изменении отношения, возвращении к Богу.

Со временем, религиозное содержание этих дней потеряло общественный и приобрело личностный характер. Так как верующие весь этот день должны были посвящать размышлениям о своей греховности, отменялись всякого рода работы. В некоторых странах эта традиция сохранилась до наших дней.

Переходящие праздники | Переходов: 0 | Дата: 11.05.2023

Праздник Святейшего Сердца Иисуса (лат. Sollemnitas Sacratissimi Cordis Iesu) отмечается в пятницу, на 19-й день после Пятидесятницы и, соответственно, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых. Темой праздника является любовь Бога, явленная нам в сердце Его, благодарность за нее и дарованное спасение. Именно Иисус является источником искупленной и дающей искупление милосердной и целительной любви, которая помогает нам самим возрастать в любви к Христу, а через него и в любви ко всем ближним.

Следует отметить, что библейское понимание слова «сердце» не совпадает с общепринятым современным толкованием. В современной культуре сердце является символом чувств, тогда как в еврейском языке, и, соответственно, мышлении, сердце означает глубинную сущность человека, а также его намерения и решения. Бог дал людям «сердце, чтобы мыслить» (Сир 17,6). Сердце человеческое — это источник сознательной личности, мыслящей и свободной, место окончательных решений и неписанного Закона Божия.

До появления культа Сердца Иисуса любовь Бога особенным образом персонифицировалась в образе Христа Доброго Пастыря. В Средние века особым образом почитались Христовы раны, увенчанная тернием голова.

В 16 веке, особенно благодаря Ордену Иезуитов, культ Сердца Иисуса достигает апогея. В 1672 году Иоанн Эд отслужил с разрешения епископа первую святую Мессу о Сердце Господа Иисуса. Иоанн Эд был исповедником Маргариты Марии Алакок, которой в видении открылось желание Иисуса, чтобы люди особым образом почитали Его Сердце.

Апостольская Столица в течение ста лет медлила с официальным установлением нового праздника. Первое разрешение было получено польскими епископами от Папы Климента XII в 1765 году, а в 1856 году Пий IX ввел литургическое празднование Пресвятого Сердца Иисуса как обязательное для всей Церкви. Лев XIII углубил понимание посвящения Пресвятому Сердцу, иллюстрируя взаимосвязь между его почитанием и спасением мира. Им же праздник был отнесен к высшему — первому — классу в иерархии церковных праздников. После реформ, инициированных Вторым Ватиканским собором, праздник сохранил свой высокий статус.

В торжество Сердца Иисуса после Причастия читается молитва, в которой выражена просьба, чтобы Сердце Иисуса, в котором мир открывает истинную природу Бога, научило нас видеть Христа в братьях. Сердце Иисуса было пронзено на кресте и стало источником Таинств Церкви. Из него истекла кровь и вода, указывающие на Крещение и Евхаристию, без которых невозможно вести праведную жизнь и общаться с Богом.

Переходящие праздники | Переходов: 0 | Дата: 11.05.2023

Праздник Тела и Крови Христовых (Corpus Christi) отмечается ежегодно в четверг после Троицы и является торжественным празднованием священной евхаристии (Holy Eucharist) по сравнению с ежедневной святой Мессой.

Католическая церковь рассматривает евхаристию (таинство причащения) как священный дар, оставленный Христом своей церкви, установленный во время последней вечери. Жертва, принесенная Иисусом под видом хлеба и вина в Иерусалимской горнице, — это своеобразная «форма», в которую жертва крестная облекается в жизни Церкви. Святое причастие — это участие верующих в жертве Христа, которое помогает нам уподобиться Сыну Божьему.

Обычай торжественного почитания евхаристии берет свое начало в 1247 году в Льежской епархии Бельгии. В 1264 году папа Урбан IV придал этому празднику статус общецерковного, даровав индульгенции всем, кто принимал участие в праздничной мессе.

Чинопоследование праздника Тела Христова сочинил Фома Аквинский, и текст этой службы считается одним из красивейших в римском Бревиарии.

Праздник, истинно религиозный по происхождению, со временем стал во многих странах действительно народным праздником. В нем соединились строгая обрядность церковной службы, церемониальное шествие и игровые элементы, характерные для шумных дохристианских празднеств. Существует красивая традиция — во время процессии разбрасывать лепестки цветов.

Переходящие праздники | Переходов: 0 | Дата: 11.05.2023

С 14 века праздником Троицы (Trinity Sunday) в Католической Церкви стало называться первое воскресенье после Пятидесятницы, в отличие от православной традиции, где празднование Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) и дня Святой Троицы совмещено.

Сегодняшний праздник посвящен прославлению Святой Троицы, литургические чтения и проповеди этого дня раскрывают христианское учение о троичности Бога.

Троица в христианских представлениях — Бог, сущность которого едина, но Его бытие есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына — абсолютного Смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого — животворящего Начала. По католической доктрине, Третья ипостась исходит от Первой и Второй (по православной — от первой).

Надо также отметить, что в католической традиции праздник Троицы входит в так называемый «цикл Пятидесятницы», который открывается праздником сошествия Святого Духа. Затем празднуется День Святой Троицы, еще через 4 дня — на 11-й день по Пятидесятнице — отмечается праздник Тела и Крови Христовых, а на 19-й день — праздник Пресвятого Сердца Иисуса. Завершается цикл праздником Непорочного Сердца Девы Марии (суббота, 20 день по Пятидесятнице).

Переходящие праздники | Переходов: 0 | Дата: 10.05.2023

Пятидесятница (Pentecost) — важный христианский праздник, отмечаемый на 50-й день после праздника Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов.

Этот праздник был одним из трех великих ветхозаветных праздников и отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом.

Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы, и поэтому встречался с особенной радостью.

Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако, старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка совершать паломничество в Иерусалим.

Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов.

Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и изолью от Духа Моего на всякую плоть... Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее... и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения... И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю выполнять» (Иоиль 2:28; Ис. 12:3, 44:3; Иез.).

Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа.

Господь объясняет ученикам, что Утешитель — Дух Святой — должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей.

Готовясь к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около 120 человек) на Пятидесятницу находились в Иерусалиме, в так называемой «Сионской горнице». Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю.

Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им «Обетование Отца», и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24:49). Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в период ветхозаветной Пасхи, то праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-й день после Его воскресения.

И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них.

Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу.

Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках.

Так совершилось над апостолами крещение Духом Святым и огнем, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем (Мт. 3:11).

Между тем, шум, напоминающий бурный ветер, привлек многих людей к апостольскому дому. Увидев стекающийся со всех сторон народ, с молитвами хвалы и прославления Бога на устах апостолы вышли на кровлю дома.

Слыша этот поток радостных молитв, собравшиеся около их дома были поражены непонятным для них явлением: ученики Христовы, по происхождению большей частью галилеяне, люди по виду необразованные, от которых и ожидать нельзя было знания иного языка, кроме их родного, вдруг начали говорить на разных иностранных языках.

И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по их происхождению и языку, каждый, однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Удивление многих перешло в ужас, но нашлись и нечестивые, которые ''насмехаясь, говорили'', что апостолы ''напились сладкого вина'' (Деян. 2,13).

Увидев недоумение людей, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь, в которой объяснил собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание.

Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших. Многие из них умилились сердцем и спросили его:
— Что же нам надо делать?
— Покайтесь, — отвечал им апостол Петр, — и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа. И вы не только будете прощены, но и сами получите благодать Святого Духа.

Многие, уверовавшие во Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 человек.

Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой — этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души. Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!

После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1 Кор.16,8; Деян. 20,16).

Ко всенощной службе этого дня, как и к празднику Пасхи, обычно приурочивались массовые крещения, и этот обычай до сих пор сохраняется применительно к принимающим крещение взрослым в Римско-католической церкви, в литургии которой этот праздник по своему значению приравнивается к Пасхе. Знаменитая «золотая секвенция», «Гряди, Святой дух» («Veni Sancte Spiritus»), гимн, принадлежащий неизвестному автору 13 века, поется во время праздничной мессы Пятидесятницы.

Переходящие праздники | Переходов: 0 | Дата: 09.05.2023

Вознесение, завершающее спасение Христа после смерти и возрождения, — это праздник в память вознесения Иисуса Христа на небеса, совершившегося, по преданию, на Масличной горе близ Вифании. Это переходящий праздник — дата его передвигается в пределах мая — начала июня и приходится на сороковой день после Пасхи.

Самое раннее документальное свидетельство об этом празднике, относящееся к 5 веку, указывает на то, что обычай празднования Вознесения утвердился задолго до этого времени. Иконографическое отображение этого события, описанного в Деяниях апостолов, можно обнаружить на диптихах (складнях) и фресках 5 века.

В Римской литургии Вознесение относится к числу великих праздников и отмечается всенощным богослужением. С этим праздником связано несколько особых обрядов, включающих благословение бобов и винограда во время мессы, тушение пасхальной свечи, торжественные процессии.

Для наглядного представления народу самого события Вознесения Христова на небо, в некоторых римско-католических церквях совершается поднятие статуи Христа до самого потолка храма, сопровождаемое разными церемониями и песнопениями.

Переходящие праздники | Переходов: 0 | Дата: 27.01.2019